МКОУ "СОШ № 5 г. Алзамай"
г. Алзамай, Нижнеудинский район, Иркутская область
  • Совещание при директоре "Система оценивания в условиях реализации ФГОС"

    В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся. Школа, ориентированная лишь на передачу готовых знаний, умений и навыков, уходит в прошлое. Задача современной школы – «формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова».
    Совещание при директоре "Система оценивания в условиях реализации ФГОС".

    ЭТАПЫ И УРОВНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

     системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС

    Данный материал необходим для выбора уровня использования системы оценки, для составления плана работы учителя на четыре года вперед. В основу оценивания заложены шесть правил, с опорой на которые реализуются все элементы и прочие правила системы оценки.

    1. НАЧАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки.

    На этом этапе вводятся только два правила:

    1)  Различие оценки и отметки. Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку − знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной). В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию: -  учитель у себя в таблице результатов ставит «+», -  ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает кружок В последующих классах при появлении балльных отметок правило используется целиком: отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).

    2) Самооценка. Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки». В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:

    1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
    2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
    3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
    4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.) В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» и т.д.

    2. СТАНДАРТНЫЙ уровень использования системы оценки.

    На этом этапе учитель начинает использовать те правила оценивания и их части, без которых невозможно реализовать требования ФГОС по комплексной оценке предметных, метапредметных и личностных результатах каждого ученика.

    3) Одна задача – одна оценка - используется полностью. Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое).

    4)  Таблицы результатов и «Портфель достижений» - используется частично.    Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения итоговых контрольных работы по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу результатов (в «Рабочий журнал учителя»). В текущей работе при заполнении официального журнала учитель руководствуется привычными правилами. Отметки в таблицы результатов выставляются: - в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи, выполнение задания) или отсутствие «+» (задача не решена, задание не выполнено), -  в 2-4 классах отметки ставятся по 5-ти балльной или процентной шкале. Только эти данные учитель переносит в «Портфель достижений ученика». Остальные материалы портфеля достижений ученик пополняет самостоятельно (консультируясь с учителем).

    5)  Уровни успешности - используется частично. Учитель фиксирует уровни успешности только при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работа, а также метапредметных диагностических, руководствуясь готовой шкалой в печатных изданиях (в тетрадях для проверочных и контрольных работ). При текущем оценивании учитель руководствуется привычными ему правилами контроля и оценивания.

    6)  Итоговые оценки - используется частично. Учитель определяет итоговую оценку за ступень начальной школы в соответствии с требованиями новой системы оценки (на основе выходных диагностик и «Портфеля достижений»). При определении четвертных оценок по предметам учитель использует привычные традиционные правила.

    1. МАКСИМАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки.

    На этом этапе учитель может при желании вводить полный набор правил оценивания или отдельные правила из этого набора, что позволит получить максимальный эффект.

     4) Уровни успешности – используется уже не частично, а полностью. Учитель использует уровни успешности при оценке не только контрольных работ, но и всех текущих заданий, регулярно, обучая своих учеников по этим критериям определять уровень любого задания.

    5) Итоговые оценки - используется уже не частично, а полностью. Учитель определяет в соответствии с этим правилом не только итоговую оценку за ступень начальной школы, но и итоговые предметные оценки за четверть и комплексную оценку за год.

    Это общая характеристика системы оценивания в соответствии с ФГОС, какие же приемы применить на уроке для эффективности оценивания и реализации государственных стандартов. Несколько таких приемов нам предлагает Анатолий Гин в своем пособии для учителей «Приемы педагогической техники».

    1. Оценка не отметка (учитель отмечает вслух или жестом каждый успех ученика). Автор убежден, что успех – главный стимул для движения к познанию. Нужно хвалить учеников, оценивать их действия. Но не просто одним только словом «хорошо», язык наш богат – нужно использовать его щедро. При оценивании необходимо сравнивать ученика только с самим собой, отмечая его личностный рост, его достижения.
    2. Расширение поля отметок (учитель увеличивает свой отметочный арсенал). Автор считает пятибалльную систему оценивания грубой и ограниченной и предлагает такой вариант оценивания: например, за блестящий ответ поставить не одну, а две пятерки. Или приводит пример такого интересного расширения отметочного поля: выставление отметок такого плана: ох – очень хорошо (соответствует пятерке), хо – хорошо, но не очень (соответствует четверке), зг – знает, но не говорит (соответствует тройке), гз – говорит, но не знает (соответствует двойке), хн – хуже некуда.
    3. Знакомство с критериями (учитель знакомит учеников с критериями, по которым выставляет им отметки). Они могут быть оформлены и вывешены в классе, или их можно обговорить вслух. Первое время желательно обосновывать свои отметки.
    4. Райтинг (завершив работу, ученик сам ставит себе отметку, затем учитель выставляет свою, через дробь). Это помогает приучит учеников к регулярному оцениванию своего труда и согласовать выставление отметки. Всо временем числитель и знаменатель начнут совпадать.
    5. Кредит доверия (иногда учитель ставит отметку в кредит).
    6. Своя валюта (на уроках вводится своя «денежная» единица). В случае, когда ученики дополняют ответы других, часто отвечают с места. Оценить трудно, но можно ввести такую «валюту». За дополнения выдавать, например, красные кружочки (младшие классы), накопил пять маленьких – получаешь один большой. Этот прием помогает активизировать деятельность учеников, уйти от него можно по мере увеличения темпа работы.

    Таким образом, новая система оценивания позволяет выявить уровень сформированности универсальных учебных действий, предметные, метапредметные и личностные результаты.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie